Глюк, Кристоф Виллибальд
основная страница // терминология // эпохи // каталог // ноты // архив ссылок // купить CD // mp3-плеера

Глюк, Кристоф Виллибальд Биография

Глюк, Кристоф Виллибальд

(Gluck) (1714—1787)
Глюк, Кристоф Виллибальд

Глюк

Глюк (Gluck) Кристоф Виллибальд ( 2.7.1714, Эрасбах, — 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Глюк занимался пением и игрой на многих инструментах (орган, клавесин, скрипка, виолончель). Совершенствовался в Вене. В 1737—45 жил в Италии, где занимался под руководством Дж. Саммартини. В 1741 оперой «Артаксеркс» (либретто П. Метастазио) дебютировал как оперный композитор. Эта и последующие итальянские оперы Глюка имели большой успех. В 1745—46 в Лондоне Глюка познакомился с ораториями Г. Ф. Генделя, а затем в Париже с операми Ж. Ф. Рамо. В конце 40-х гг. в качестве капельмейстера итальянской оперной труппы посетил ряд европейских городов (Гамбург, Копенгаген, Прага и др.). С 1750 Глюк надолго поселился в Вене, где в 1754 получил должность придворного капельмейстера. Наряду с итальянскими операми с 1758 создавал оперы на французские комедийные тексты (Ш. Фавара и др.): «Остров Мерлина», «Осажденная Цитера», «Наказанный пьяница», «Одураченный кади», «Пилигримы в Мекку» и др. В 1761 Глюк в содружестве с балетмейстером Г. Анджолини создал балет «Дон Жуан», отличавшийся от современных ему произведений большим драматизмом. С Веной связано начало оперной реформы Глюка, которая осуществлялась им совместно с либреттистом Р. Кальцабиджи. За первой реформаторской оперой «Орфей и Эвридика» (1762) последовали «Альцеста» (1767) и «Парис и Елена» (1770). Глюк в корне изменил трактовку оперного жанра. Завершение реформы произошло в Париже, куда Глюк переехал в 1773. Здесь он поставил оперу «Ифигения в Авлиде» (либретто Ф. дю Рулле по трагедии Ж. Расина, 1774), в новых редакциях оперы «Орфей» (1774) и «Альцеста» (1776), а также оперы «Армида» (либретто Ф. Кино, 1777), «Ифигения в Тавриде» (либретто Н. Ф. Гийара по Еврипиду, 1779), «Эхо и Нарцисс» (по мифологической сказке, 1779). В 80-х гг. Глюк снова жил в Вене, где написал на тексты Ф. Т. Клопштока 7 од и оперу «Битва Германика» (неокончена).

Оперная реформа Глюка отвечала передовым устремлениям демократических кругов накануне Великой французской революции. Большую роль в идейной подготовке реформы сыграла деятельность французских энциклопедистов (Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбера, особенно Д, Дидро) и немецких просветителей (И. Винкельмана, Г. Э. Лессинга). В музыке Глюк стремился к наиболее полному раскрытию драматического содержания. В предисловии к «Альцесте», явившемся программным манифестом новой оперной эстетики, Глюк писал: «Я хотел привести музыку к её истинной цели, которая в том заключается, чтобы дать поэзии больше новой выразительной силы, сделать отдельные моменты фабулы более захватывающими, не прерывая действия и не расхолаживая его ненужными украшениями». Главным достижением композитора явилось подчинение всех компонентов оперного спектакля (сольного пения, хора, оркестра, балета) единому замыслу. В ариях Глюк отказался от виртуозных излишеств и внешней помпезности, усилил в речитативных эпизодах декламационную выразительность, повысил роль оркестрового сопровождения. Стремясь преодолеть мозаичность и схематизм номерной структуры оперы, Глюко бъединял ряд эпизодов, в том числе и балетные номера, в большие сцены, построенные на едином драматическом развитии. Величественное звучание придавал операм хор; композитор усилил значение оркестра, что сказалось на трактовке увертюры, которая, по мнению Глюка, должна была стать «вступительным обзором содержания». Деятельность Глюка в Париже способствовала повышению уровня оперного исполнительства.

Реформа Глюка обладала известной ограниченностью; обращение к античности лишало произведение национального своеобразия. В них были созданы отвлечённые образы героев, представавших как воплощение обобщённых идей (супружеской верности, подчинения долгу и т.д.). В операх Глюка преобладал общий суровый, возвышенный тон, они были лишены жизненного многообразия ситуаций и характеров.

В реформе Глюка подытожены музыкальные достижения многих национальных школ, что способствовало её общеевропейскому значению. Но наибольший резонанс она имела во Франции, где на сторону Глюка стали передовые круги во главе с энциклопедистами. Среди сторонников старых традиций возникла оппозиция по отношению к творчеству Глюка, противопоставившая ему творчество представителя неаполитанской оперной школы Н. Пиччинни . Бурная полемика, развернувшаяся в конце 70-х гг. в Париже по вопросам оперы, получила название «войны глюкистов и пиччинистов». Конечная победа осталась за Глюком (влияние Глюка испытал и Н. Пиччини), вокруг которого возникла оперная школа (А. Саккини, А. Сальери, И. К. Фогель). Глюк оказал значительное воздействие на композиторов эпохи Великой французской революции (Л. Керубини, Э. Н. Меюль и др.). Творчество Глюка примыкало к венской классической школе и способствовало формированию стиля В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 19 в. идеи Глюка нашли дальнейшее развитие в оперной реформе Р. Вагнера.


Глюк / Gluck: Хоры народа: из оперы «Ифигения в Авлиде», I действие; из оперы «Альцеста», I действие. 1770, 1774
скачать Скачать MP3 / Download хор Баварского радио, Мюнхенский радиооркестр, дир. К. Айхорн, Агамемнон —Д. Фишер-Дискау

Глюк / Gluck: «Ифигения в Авлиде», монолог Агамемнона из II действия. 1774
скачать Скачать MP3 / Download хор Баварского радио, Мюнхенский радиооркестр, дир. К. Айхорн, Агамемнон —Д. Фишер-Дискау

Поиск

По сайту или в интернет

Рейтинг

1. Бах И.С. /Bach, J.S.
2. Бетховен, Л.в. /Beethoven, L.v.
3. Брамс, И. /Brahms, J.
4. Шопен, Ф. /Chopin, F.
5. Дебюсси, К. /Debussy, C.
6. Гайдн, Й. /Haydn, F.J.
7. Лист, Ф. /Liszt, F.
8. Моцарт, В.A. /Mozart, W.A.
9. Мендельсон, Ф. /Mendelssohn, F.
10. Шуберт, Ф. /Schubert, F.
11. Шуман, Р. /Schumann, R.
12. Чайковский, П.И. /Tchaikovsky, P.
13. Вивальди, А. /Vivaldi, A.

Вверх Вверх // каталог

Глюк, Кристоф Виллибальд
  Mp3 Архив Классической Музыки. 2005 г.
Реклама