Барток, Бела
основная страница // терминология // эпохи // каталог // ноты // архив ссылок // купить CD // mp3-плеера

Барток, Бела Биография

БАРТОК, БЕЛА

(Bartok, Bela) (1881–1945)
Барток, Бела

Барток

БАРТОК, БЕЛА (Bartok, Bela) (1881–1945), венгерский композитор и пианист. Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кёслера. Первые же самостоятельные сочинениях Бартока, написанные вскоре после окончания им Академии в 1903, отличаются ярким национальным колоритом. Тогда же композитор начал собирать и изучать фольклор народов Центральной Европы и вскоре стал крупнейшим специалистом в этих вопросах. Он издал составленные им сборники народных песен и постоянно использовал найденные напевы и наигрыши в собственных композициях; к концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.

В 1907 Барток стал профессором фортепианного класса Венгерской музыкальной академии. С этого времени он начинает много писать для фортепиано (весомую часть фортепианного наследия композитора составляют детские пьесы), и его музыка привлекает всеобщее внимание необычностью гармонического и ритмического склада. Затем последовали сочинения театральных и камерно-инструментальных жанров; два из них, исполненные после 1918, одноактная опера Замок герцога Синяя Борода и Второй струнный квартет, в скором времени принесли Бартоку европейскую известность. Он стал одним из руководителей Международного общества современной музыки, много выступал с концертами как пианист и композитор, в том числе несколько раз в США (первые гастроли в 1927) и в Советском Союзе (1929).

В 1940 Барток эмигрировал в США, где, поселившись в Нью-Йорке, большую часть времени посвящал расшифровке записей югославского фольклора из коллекции М.Парри (по заказу Колумбийского университета). Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал сочинять и почти закончил свой Третий фортепианный концерт. Умер Барток в Нью-Йорке 26 сентября 1945. Последние 17 тактов Третьего концерта закончил и оркестровал его ученик Тибор Шерли. В композиторском наследии Бартока можно выделить 6 струнных квартетов, 2 сонаты для скрипки и фортепиано, 3 фортепианных концерта, скрипичный концерт, Светскую кантату (Cantata profana) для солистов, хора и оркестра. Интересный цикл Контрасты для фортепиано, скрипки и кларнета был создан Бартоком в 1938 для исполнения со своими друзьями – скрипачом Йожефом Сигети и кларнетистом Бенни Гудманом. Наиболее отчетливо стиль Бартока представляют его многочисленные фортепианные произведения: пьесы для детей, сюиты, танцы, сонаты и важный сборник фортепианных миниатюр для учащихся в 6 тетрадях Микрокосмос (1926, 1932–1939). Для стиля Бартока характерны краткие мелодические построения, нетрадиционное гармоническое мышление и активная ритмика; фактура часто лаконична и прозрачна; при строгой экономии средств достигается глубокая и сильная выразительность.



Если Ваш сайт посвящен творчеству этого композитора - присылайте Вашу ссылку и мы поместим ее здесь

Поиск



Евро 10

1. Бах, И.С. / Bach, J.S.
2. Бетховен, Л.в. / Beethoven, L.v.
3. Брамс, И. / Brahms, J.
4. Шопен, Ф. / Chopin, F.
5. Дебюсси, К. / Debussy, C.
6. Гайдн, Й. / Haydn, F.J.
7. Лист, Ф. / Liszt, F.
8. Моцарт, В.A. / Mozart, W.A.
9. Мендельсон, Ф. / Mendelssohn, F.
10. Шуберт, Ф. / Schubert, F.


Наш выбор

1. Л.в. Бетховен / L.v. Beethoven
2. И.С. Бах / J.S. Bach
3. А. Вивальди / A. Vivaldi
4. Р. Вагнер / R. Wagner
5. П.И. Чайковский / P.I. Tchaikovsky
6. Ф. Шопен / F. Chopin
7. В.А. Моцарт / W.A. Mozart


Вверх Вверх // каталог

Архив классической музыки
  Mp3 Архив Класической Музыки. 2005 г.
Реклама